Открыть компанию в сфере IT
- 7 ноября 2022
- Просмотров:
В статье разберемся в особенностях регистрации ИТ-бизнеса, который может получить льготы от государства: ОКВЭДы, дополнительные условия, способы постановки компании на учет в ФНС.
1. Что представляет собой бизнес в ИТ
Перевод английского термина IT, «information technologies» - “информационные технологии”. Соответственно, все направления ИТ-деятельности так или иначе тесно связаны с технологиями: разработка программного обеспечения, конструирование и сопровождение компьютерных систем, обучение специалистов, работа с данными, виртуальными хранилищами, веб-ресурсами и пр.
Профессии в ИТ-сфере:
- Специалисты по кибербезопасности и поиску уязвимостей;
- Разработчики
- Системные администраторы;
- Аналитики
- Специалисты машинного обучения
- Эксперты по работе с ИИ
- Дата инженеры;
- Конструкторы компьютерных систем;
- Data Scientist;
- Тестировщики и пр.
Данные профессии высоко ценятся и оплачиваются на ИТ-рынке и в таких специалистах заинтересованы как крупные ИТ-компании, так и начинающие стартапы. Обладая образованием и навыками в данных отраслях, можно рассчитывать на послабления для сотрудников ИТ-компаний.
Какие крупные ИТ-компании России можно привести в качестве примера: КРОК, АйТеко, ФОРС, Лаборатория Касперского, 1С, Группа Т1, Ростех и пр.
2. Подходящие коды ОКВЭД для ИТ-бизнеса
В 62 и 63 разделах справочника кодов экономической деятельности можно найти все подходящие ОКВЭДы для ИТ-компаний. Однако следует сразу учесть нюанс: одним из условий получения государственных льгот является наличие у компании хотя бы одного из ОКВЭД, которые укажем далее:
- 62.01 - ОКВЭД используется разработчиками ПО;
- 62.02 - выбирают компании, предоставляющие консультационные услуги;
- 62.02.1 - указывают организации, конструирующие компьютерные системы;
- 62.02.4 - применяется компаниями, которые готовят компьютерные системы для использования;
- 62.03.13 - используют организации, сопровождающие комп. системы;
- 62.09 - применяется для иных видов деятельности, имеющих отношение к технике и технологиям;
- 63.11.1 - подходит, если вы работаете с базами данных.
Обратившись к ст. 427 Налогового Кодекса, вы получите подтверждение, что для льгот необходимо:
- Получить аккредитацию ИТ-компании в Министерстве цифрового развития;
- Учитывать отдельно выручку от профильно ИТ деятельности и не снижать ее менее 70% в общей сумме доходов;
- Оплачивать труд сотрудников не ниже среднерыночного дохода;
- Указать на своем сайте, что вы являетесь ИТ-компанией;
- Предоставить согласие, что вы готовы раскрыть налоговую тайну.
Следует также знать об ограничениях, не позволяющих некоторым компаниям получать льготы. Запрет установлен в отношении организаций с долей государственного участия выше 50%, для реорганизованных после 1 июля 2022 года компаний, для фирм с долгами перед ФНС больше 3 тысяч рублей и для компаний из Распоряжения.
3. Можно ли открыть ИТ-компанию с ИП
Имея статус индивидуального предпринимателя, заниматься ИТ-деятельность можно. Но, даже если вы будете использовать правильные ОКВЭДЫ, вы не получите доступ к льготам. Причина в том, что ИП не могут проходить аккредитацию, а ее наличие является обязательным условием для претендентов на послабления.

4. Какие послабления даны ИТ-бизнесу
Льготы для ИТ-бизнеса начали вводиться еще с 2020 года. Тогда, айтишникам снизили налог на прибыль до 3%, сократили размер страховых отчислений за персонал. После введения западных санкций и возросшей востребованности технологий в России, Минцифры предложило новые послабления, перечень которых был одобрен правительством.
Основные льготы для ИТ-организаций:
- Отмена налогообложения прибыли: ставка 0% действительна до конца 2024 года;
- Запрет на проведение налоговых проверок, за исключением камеральных;
- Отмена НДФЛ для трудоустроенных в ИТ-компании сотрудников;
- Льготное кредитование бизнеса с переплатой до 3% (за счет государственного субсидирования);
- Целевое финансирование, гранты, предоставление доступа к госзаказам без проведения торгов;
- Льготная ипотека ИТ-специалистам по ставке до 5%;
- Освобождение от призыва (срочная служба, мобилизация в том числе);
- Упрощенный режим трудоустройства иностранных ИТ-специалистов (без получения разрешения на работу, с возможностью получить ВНЖ в упрощенном порядке).
Подобные меры в таком объеме ранее не предоставлялись ни одной отрасли, что свидетельствует о высоком уровне заинтересованности государства в развитии отечественных технологий.
5. Как поставить на учет ИТ-организацию
Не сложно поставить на учет ИТ-компанию, если обратиться к нашему сервису за бесплатной поддержкой. Мы избавим вас от необходимости разбираться в документах, платить пошлину и стоять в очередях в налоговой. Если же вы захотите сами пройти этот процесс, следуйте рекомендациям.
Помните о нюансах выбора организационной формы:
- Паспорта учредителей;
- Заявление на регистрацию Общества с ограниченной ответственностью (форма Р11001);
- Устав (если остановите выбор на типовом уставе, то его можно не печатать и не подавать, но нужно будет вписать номер ТУ в заявление на регистрацию);
- Решение учредителя или протокол собрания;
- Договор об учреждении Общества, при организации компании несколькими участниками;
- Квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины (оплатить 4000 руб. придется за подачу документов в бумажной форме, но при онлайн-регистрации ООО пошлина не платится).
Иногда по запросу инспектора, ООО предоставляют дополнительно документы на юридический адрес. Также, следует сразу подготовить заявление о применении УСН или АУСН, если вы предпочитаете работать на режиме упрощенного налогообложения.
Направить данные на регистрацию можно так:
- Направить онлайн с помощью нашего сервиса (бесплатно);
- Лично принести распечатанные документы в ФНС (не забудьте в этом случае уплатить госпошлину);
- Обратиться в МФЦ (следует записаться заранее, чтобы избежать очередей);
- Подать документы с помощью нотариуса (данная услуга платная);
- Направить данные почтой или курьером (предварительно заверив документы у нотариуса, уплатив госпошлину и оплатив услуги доставки);
- Загрузить на сайт ФНС, при наличии УКЭП и программы криптозащиты.
Регистрация ООО в налоговой займет 3 рабочих дня. При подаче документов онлайн срок обработки меньше, так как инспекторам не приходится самостоятельно переводит документы в цифровой вид.
После регистрации следует заняться аккредитацией. Для этого, составьте заявление на Госуслугах и направьте его в Минцифры по ЭЦП.
