Как закрыть ИП
- 1 апреля 2022
- Просмотров:
Если ликвидация ИП неизбежна, затягивать с ней не стоит, ведь обязанность уплаты взносов сохраняется, даже если ИП подает нулевой баланс или работает “в минус”.
В статье подготовлена пошаговая инструкция по закрытию ИП в 2022 году, которая подскажет - как закрыть ИП самостоятельно, как правильно прекращать работу без сотрудников и с ними, в какие сроки нужно рассчитаться с налогами на разных режимах и другие ответы на вопросы, возникающие при аннулировании регистрации ИП.
1. Основания для аннулирования регистрации ИП
Весь список оснований для закрытия ИП и перечень лиц, наделенных правом инициирования данного процесса, указан в тексте ФЗ-129 “О государственной регистрации ИП и юрлиц”. На законных основаниях ИП может быть ликвидировано:
- По решению самого предпринимателя, в случае завершения коммерческой деятельности или перехода на другую форму бизнеса, например - регистрацию ООО или оказания услуг в качестве самозанятого гражданина. Заявление на ликвидацию ИП подает сам предприниматель.
- Посмертно ИП закрывает налоговая служба. Сведения о смерти индивидуального предпринимателя передают органы ЗАГС.
- По причине банкротства (решение выносит суд). Процесс инициировать сам индивидуальный предприниматель, кредиторы с неудовлетворенными финансовыми требованиями или уполномоченные органы.
- На основании решения суда по инициативе налоговой службы в случае нарушений законодательства предпринимателем.
- В связи с судебным постановлением, которое запрещает вести предпринимательскую деятельность на определенный период.
- На основании решения ФНС, если ИП более 15 месяцев игнорировал уплату налогов и не подавал отчетность.
- В случае отсутствия документов, подтверждающих разрешение ИП-иностранцев на пребывание в РФ (окончание срока РВП или визы, аннулирование ВНЖ).
В соответствии с общими основаниями, прекратить деятельность ИП может по личному решению. Рассмотрим далее, как закрыть ИП правильно.
![](/images/ubrr/ie_close_pic.png)
2. Пошаговая процедура ликвидации ИП:
Процесс закрытия ИП на уровне документов не сложен: налоговой нужно только одно заявление и дополнительные документы в определенных ситуациях. Разберемся, какие документы нужны и куда подавать заявление.
2.1 Необходимые документы
Основной документ для аннулирования регистрации ИП - это заявление по форме Р260001. Оно должно быть заполнено без ошибок, с учетом всех требований налоговой, на актуальном бланке. В противном случае ФНС откажет в закрытии ИП. С помощью нашего сервиса вы можете бесплатно подготовить заявление, которое точно примет налоговая.
В определенных случаях к заявлению необходимо приложить:
- Квитанцию, которая подтвердит уплату государственной пошлины 160 рублей. Оплата пошлины предусмотрена только, если ИП подает документы непосредственно в налоговую по месту регистрации в распечатанном виде. В остальных случаях документы ФНС получает электронно и платить госпошлину не нужно.
- Доверенность на представителя, заверенная нотариусом. Она необходима, если подача документов на ликвидацию ИП возложена на доверенное лицо предпринимателя.
Заявление по форме Р26001
![](/docs/examples/R26001/previews/R26001_preview_page_1.png)
Форма Р26001 для закрытия ИП - Сформировать документы
2.2 Куда подавать заявление
Адресатом заявления на ликвидацию ИП должна быть налоговая инспекция, осуществляющая регистрационные действия по месту прописки предпринимателя. То есть, та же ИФНС, в которой было зарегистрировано ИП.
Есть несколько способов передачи документов в адрес налоговой службы:
- Через интернет с помощью нашего онлайн-сервиса. Самый оптимальный вариант, при котором не нужно беспокоиться о правильности заполнения бланков и выборе ИФНС - сервис подготавливает необходимые документы и сам определяет инспекцию, соответствующую прописке предпринимателя.
- Онлайн через сайт Госуслуги или через личный кабинет налогоплательщика можно подать документы с помощью ЭЦП. Для этого нужно иметь сертификат усиленной квалифицированной подписи (УКЭП), программу криптошифрования с лицензией, использовать подходящий браузер. Это достаточно затруднительно, поэтому подача документов через наш сервис более удобна.
- Непосредственно в ИФНС, предварительно распечатав заполненное заявление и оплатив госпошлину.
- Через МФЦ. Сотрудники отправляют электронные документы через интернет, используя каналы межведомственного взаимодействия.
- Через нотариуса. Услуга платная. Нотариус использует свою ЭЦП для подачи документов в налоговую.
2.3 Как узнать, что ИП закрыто
На рассмотрение обращений по закрытию ИП налоговая служба отводит 6 рабочих дней. Подтверждение ликвидации ИП в виде листа записи из реестра приходит на e-mail, указанный в заявлении. Если вы предпочитаете получить подтверждение в бумажном виде, потребуется обратиться по месту подачи документов.
![](/images/ubrr/ie_close_pic.png)
3. Как закрыть бизнес при наличии сотрудников
Закрыть ИП без работников проще. Если ИП является работодателем, требуется ряд дополнительных действий, касающихся расторжения трудовых отношений с персоналом и отчетов перед государственными органами.
Что нужно предпринять:
- Письменно уведомить службу занятости. Это необходимо сделать не позже, чем за 2 недели до расторжения трудовых договоров при условии штата до 15 человек. Если же под руководством индивидуального предпринимателя трудилось более 15 сотрудников, службу занятости нужно предупредить за 3 месяца.
- Сообщить персоналу об увольнении за 2 недели. Такое требование к работодателю обычно прописывается в трудовом договоре.
- Разобраться с документами по кадрам. На сотрудников нужно издать приказы об увольнении, выдать справки о доходах, расчетки, вернуть трудовые книжки с оформленной записью или внести информацию в электронную трудовую, если сотрудник предпочел такой способ. Также необходимо сделать выписки по формам - для пособий, расчет по страховым взносам.
- Отчитаться перед Пенсионным Фондом.
- Рассчитаться с персоналом. Нужно выплатить зарплату и компенсацию отпуска в день увольнения.
4. Порядок и сроки уплаты долгов
Закон гласит, что по всем обязательствам индивидуальные предприниматели отвечают личным имуществом. Не имеют значения период и обстоятельства возникновения таких обязательств - все долги ИП перейдут к физлицу после аннулирования регистрации ИП. То есть, все равно придется рассчитаться с бюджетом, сотрудниками, партнерами. Закрыть ИП с долгами реально, но избавиться от долгов с помощью ликвидации - нет.
Рассмотрим верный порядок и сроки уплаты долгов предпринимателя.
Долги перед сотрудниками
Задолженность перед персоналом не допускается - расчет должен произойти строго в день увольнения. За нарушение данного требования ИП грозит административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.
Выплаты персоналу стоит поставить в приоритет.
Долги перед бюджетом
Не менее важно своевременно уплатить все бюджетные взносы:
- Страховые отчисления за себя - нужно внести в течение 15 дней после ликвидации ИП. Сумма будет пропорциональна отработанному времени (нужно высчитать размер взносов по дням).
- Налоги на УСН и ЕСХН подлежат уплате не позднее 25 числа следующего за ликвидацией месяца.
- Налоги на патенте уплачиваются до закрытия ИП - патент закрывается по его стоимости, остаток средств за неиспользованный период можно вернуть через ФНС или направить на погашение других обязательств перед бюджетом.
Если ИП лишился материальной стабильности и не имеет финансовых возможностей для своевременного расчета с бюджетом, стоит обратиться в ФНС с просьбой о реструктуризации долга (изменение сроков уплаты или рассрочка). При отказе в реструктуризации можно инициировать процедуру признания несостоятельности (банкротство).
Долги перед партнерами
После закрытия ИП его бывшие партнеры вправе требовать возмещения кредиторской задолженности. Эти финансовые обязанности указаны после расчетов с сотрудниками и бюджетом только по одной причине - с партнерами можно договориться. Подрядчики, контрагенты идут на отсрочки и рассрочки, поскольку это проще и выгоднее судебных разбирательств или упущения выгоды в случае банкротства ИП.
Индивидуальный предприниматель не всегда имеет только долги. Бывает, что остается и дебиторская задолженность - например, по рассрочкам, предоставленным заказчикам. В этой ситуации бывший ИП также может требовать уплаты причитающихся средств, но стоит учесть - после закрытия ИП все поступления считаются доходами физлица, облагаемыми ставкой 13%. Придется подать налоговую декларацию и уплатить в бюджет налоги.
Если у физического лица, ранее прекратившего предпринимательскую деятельность не получается своевременно рассчитаться с партнерами по бизнесу, они вправе решать финансовые споры в судебном порядке.
5. Что нужно сделать с печатью, кассой, счетом для бизнеса
Полное прекращение деятельности не ограничивается подачей заявления на ликвидацию ИП в ФНС. Во избежание негативных последствий и недоразумений, следует предпринять дополнительные меры:
- Подать в налоговую отчет о закрытии фискального накопителя с ККТ. Подавать заявление на закрытие кассы не нужно - при исключении ИП из реестра налоговая сама снимает с учета ККТ.
- Если в работе использовалась печать, оттиск нужно уничтожить. Нередко печать ИП используется в мошеннических целях самими сотрудниками. Закон не предусматривает конкретного описания процедуры, ИП может организовать процесс удобным для себя способом. К примеру, проще всего организовать комиссию из сотрудников и уничтожить оттиск в их присутствии. Комиссия подпишет акт, который ИП сможет хранить у себя и использовать в случае необходимости.
- Расторгнуть договор обслуживания с банком. Счет ИП нужно закрыть даже при нулевом балансе, поскольку кредитная организация продолжит взимать плату за обслуживание до расторжения договора. Чаще всего для закрытия счета достаточно подать заявление через личный кабинет в банке. Уточните в своем банке, принимает ли он такие документы онлайн.
- Сертификат УКЭП, полученный для бизнеса после 01.01.2022 г., можно оставить для личных целей - с 2022 года налоговая выдает универсальные подписи, которые могут использоваться физ.лицами, например, для получения госуслуг.
![](/images/ubrr/ie_close_pic.png)
6. Причины отказа ФНС в ликвидации ИП
В определенных ситуациях налоговая служба может отказать индивидуальному предпринимателю в ликвидации. Основание отказа указывается в уведомлении. Причины могут быть следующие:
- ИП подал документы в другую ИФНС. Необходимо адресовать заявление именно в налоговую по месту регистрации - другие отделения не вправе совершать регистрационные действия вне региона своей юрисдикции.
- Нет сопровождающих документов, если их предоставление необходимо (например, представитель ИП не предоставил доверенность).
- Не уплачена пошлина в случае личного обращения с ИФНС.
- Присутствуют ошибки или неточности в бланке Р26001, или использована форма, потерявшая актуальность.
В случае отсутствия основания или незаконности отказа, предприниматель может обжаловать решение налогового органа в вышестоящей службе или через суд.
Рекомендуем проводить закрытие ИП с нашим сервисом, чтобы избежать распространенных ошибок и ликвидировать ИП без отказа. Это быстро и надежно.